Мясоедовская дошкольная группа
Консультация для родителейКонсультация для родителей «Игрушки: как оценить их качество» Подготовила воспитатель МОУ «Мясоедовская ООШ» Комарова Е.В. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению во взрослый мир, в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. • Основное требование к игрушкам по определению психологов: игрушка должна способствовать развитию ребенка. А так как основной стимулятор развития ребенка - это деятельность, то, соответственно, главной функцией игрушки должна быть активизация детской деятельности. И этот аспект должен отчетливо осознаваться взрослым, т. е. выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, ЧТО РЕБЕНОК БУДЕТ С НЕЙ ДЕЛАТЬ. • В подборе игрушек следует исходить из психологических особенностей возраста. Младшим дошкольникам нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры. Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития ребенка. 1. Игрушки из реальной жизни - Куклы и целые кукольные семьи (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д. 2. Игрушки для интеллектуального развития, а также развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, пазлы, мозаика, краски, пластилин, наборы для рукоделия, бумага для аппликаций, и т.д. 3. Игрушки, способствующие развитию физических качеств. Мячи, обручи, скакалки, кегли, дротики, велосипед, самокат и многие другие спортивные игрушки. 4. Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, и т.д. А теперь рассмотрим эти игрушки согласно возрастным особенностям детей. Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, пирамидки, кубики, мягкие, пушистые и резиновые игрушки, небольшие куклы. Но сильно заваливать ребенка мягкими игрушками не стоит, т. к. у детей чаще всего есть одна-две любимые, с которыми они и спят, и говорят, и гуляют. К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и т.п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина и т.д.). К четырём годам хорошо подойдут строительные наборы, игрушки-забавы. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание построить ферму. Основным видом деятельности ребёнка в этом возрасте становится ролевая игра. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками. Давайте рассмотрим с вами такую ситуацию: Четырехлетняя Машенька набрала на прогулке много мелких камешков, заполнив ими карманы пальто. Решила, что дома будет ими играть. Мама заметила оттопыренные карманы пальто. - Что это? Зачем в дом несешь всякий мусор? Да и карманы порвешь. Только и убирай за тобой! - Это камешки... красивые... я ими играть буду. - Выбрасывай сейчас же! Нашла чем играть. - настаивает мама, и ... камешки летят в разные стороны. Девочка плачет: жалко расставаться с таким сокровищем, да и не хочется отстать от подружки Марины. - Посмотрите, что у меня есть, - каждый раз с восторгом показывает она Машеньке еще какую-нибудь новую находку. И чего только нет у этой девочки: ракушки, прутики, камешки, шишки. Дома в уголке для игр есть самоделки из природного материала: человечки из шишек и желудей, кукла из смолы, засушенные цветы и листья, и многое другое. Родители помогают ей мастерить игрушки и даже пополняют ее игровое хозяйство интересными находками. К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается. Можно заметить, что прежде чем просто поиграть в куклу или машинку, ребенок большую часть игры строит кукле дом или машинке гараж? Малыш продумывает интерьер, выстраивает комнатку и рыщет по всей квартире в поисках вещей, что могли бы подойти в качестве стола или как перегородка между комнатами. Самое интересное, ребенку может даже не подходить игрушечная мебель, он найдет что-нибудь поинтересней. Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки - он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению. Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности». Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные качала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить, что чем больше возможностей представляет игрушка для различных действии, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности. Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Оформление игрушки должно быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. 17 октября 2015 в 19:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.